В ЯГУ «рулит» ЕГЭ
Об абитуриентах головного вуза республики нам рассказал ответственный секретарь приемной комиссии ЯГУ Вячеслав Попов.
На очную форму обучения нынче подано 14 822 заявления. Плановых мест — 1800. Платный прием составляет, как правило, около 30 процентов от плана.
Самые популярные специальности в этом году: PR и связи с общественностью – 45,3 человека на место. Новая специальность, открывшаяся на горно-геологическом факультете, — «Экономика и управление предприятием нефтегазовой отрасли» может похвастать конкурсом в 35 заявлений на место. Далее идут стоматологи и юристы (29,5 и 29 соответственно), за место на «Финансы и кредит» борются по 22 человека. Наименее популярны некоторые специальности факультета якутской филологии и культуры и Института физической культуры и спорта.
ЯГУ ведет прием абитуриентов, полностью основываясь на результатах ЕГЭ. Всего по 13 предметам. Только творческие конкурсы по отдельным специальностям проходят как прежде: в форме собеседований и демонстрации своих достижений. Таким вступительным испытаниям подвергаются будущие журналисты, специалисты по национальной культуре, спортсмены, мастера гранильного производства и ювелирного дела на ФТИ.
— То есть, выпускник школы, если он выбрал какую-либо другую специальность, может предоставить результаты ЕГЭ и просто ждать решения комиссии?
— Совершенно верно. Для жителей улусов, возможно было и вовсе отправить копии сертификатов почтой. Мы все сверяем с федеральной базой свидетельств, поэтому и такой способ имеет место. Но, в подавляющем большинстве случаев, все же родители привозят ребят и уже на месте решают куда поступать и что делать, если не примут.
А для тех, кто не сдал ЕГЭ по нужному предмету, с 17 июля ввелся второй этап. Ведь бывает так: в школе мечтал об одной специальности, а потом в силу каких-либо причин передумал. Но количество ЕГЭ по предметам ограничено, а для другой профессии требуются и другие дисциплины. Или не поступил в прошлом году, а в нынешнем результаты 2006-го уже недействительны.
— Реально ли подделать свидетельство?
— Нет. Я уверен, случаев таких не было.
— Недавно во многих школах ввели такую интересную форму поощрения, как свидетельства личных достижений учащегося. Здесь они имеют какой-то вес?
— Это, скорее, информация для факультетов и институтов, когда они уже приняли студента, чтобы знать, какими талантами он обладает и как сможет представить учебное заведение. Портфолио ученика, конечно, вещь хорошая, но все решает ЕГЭ.
— Сейчас, по прошествии уже нескольких лет, как вы считаете, с переходом на систему единого госэкзамена вам стало легче работать?
— Бумажной работы, пожалуй, меньше. Но сложности в другом моменте: раньше все зависело от нас, и в случае каких-то проволочек можно было пенять только на себя. А сейчас в процесс приема вовлечены и Министерство науки и еще много ведомств, на которые у нас нет рычагов воздействия.
Надежды и планы
Сейчас, когда принимать заявления уже закончили, вся активность сосредоточилась на первом этаже учебно-лабораторного корпуса. Здесь вывешены списки всех изъявивших желание учиться в ЯГУ с наименованиями специальностей и баллов за ЕГЭ. Я, кроме всего прочего, искала среди фамилий абитуриентов своего брата и удивилась, насколько же много медалистов в этом году решили приобрести инженерно-технические специальности. Все же строительство и расширение инфраструктуры, которое все активнее развивается в республике и стране в целом, диктует моду на профессии.
Появились новые специальности, автодорожники отделились в целый факультет. Но, в целом, за счет уменьшения мест на другие специальности, как, например, юриспруденция, прием в ЯГУ сократился. Это, несомненно, связано с потребностями рынка труда. Нам нужно больше специалистов технических профессий, больше людей с профтехобразованием. Руководителей с «вышкой» в стране выпустили чересчур много, а руководить им некем.
А что же нынешние абитуриент?
Вот девчонки из Амги, поступают в Финансово-экономический институт.
— Хотите быть экономистами?
— Да, это же всегда необходимо.
— После учебы вернетесь на родину?
— Так много времени пройдет, мы и не знаем пока. Где будут лучше платить, туда и пойдем.
— Что лучше: ЕГЭ или традиционные экзамены?
— Конечно, ЕГЭ. Сдал один раз и отдыхаешь, не надо все лето зубрить. Меньше нервов.
— А если, не дай бог, не поступите?
— Вы что, переплюньте! Мы очень надеемся поступить, у нас баллы хорошие. Но если сейчас не получится, подготовимся, и на следующий год снова будем пытаться.
Удивительно, что здесь вместе с абитуриентами оказалось много и студентов вторых, третьих курсов. Они пришли проверить по спискам, кто из их земляков, выпускников родной школы поступает в этом году. Ответили и они на мои вопросы, но с позиции уже бывших абитуриентов, спокойно и взвешенно. Например, улыбчивый загорелый Егор, студент уже третьего курса ФТИ: «Насчет работы пока не знаю. А поступал я тоже с ЕГЭ. И, конечно, так лучше. Ну, результаты у меня нормальные были, чего жаловаться, сейчас отличник. Если бы были тройки по ЕГЭ, может, и недоволен остался бы. А если б не поступил, наверно, пошел бы в ПТУ, а потом все равно в университет».
Понятно, почему у парней другая позиция: лучше ПТУ, чем армия. Хотя сегодня средне-специальное образование и стараются вывести на новый уровень, рекламировать, завлекать рабочими местами и хорошей зарплатой, престиж высшего, в сравнении с ним, пока непререкаем. А по статданным, в среднем по России за последний год зарплата мастеров рабочих специальностей увеличилась в полтора раза. Промышленность и бизнес испытывают острый недостаток в специалистах со средне-специальным образованием.
Шаг в сторону сотрудничества науки и бизнеса сделан и в Якутии. 17 июля подписано соглашение между АК «АЛРОСА» и Министерством науки и профессионального образования, а также между «АЛРОСА», ЯГУ и ЯГСХА. По распределению, производственной и преддипломной практике студентов и выпускников на предприятии. Густав Яковлев, вице-президент Якутского «АЛРОСА», подчеркнул, что практика на предприятии с такой хорошей производственной базой, где еще в студенчестве будущие специалисты смогут получить необходимые навыки, очень важна в подготовке квалифицированных кадров. И предприятие само заинтересовано в воспитании будущих работников.
Центровузы+центроссузы
Активное взаимодействие образовательных учреждений с министерствами и ведомствами республики, а далее и с непосредственными работодателями будущих выпускников, осуществляется и в Департаменте по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров РС(Я), который принимает выездные комиссии центральных учебных заведений России. О том, как прошли вступительные испытания наши ребята в этом году, рассказала начальник отдела по работе с вузами РФ Надежда Меньшенина.
— Как формируется перечень специальностей и вузов, предлагаемых абитуриентам департаментом?
— Существует госпрограмма по подготовке кадров до 2010 года с перспективой до 2015-го. Она создана на основании потребностей министерств и ведомств. Кроме того, ежегодно в октябре они делают заказ на специалистов по конкретным специальностям. Но в связи с тем, что в этом году была принята Комплексная программа развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии, наша программа корректируется. И эти изменения уже будут видны абитуриентам 2008-го.
Главным направлением последних лет является «Техника и технология». В 2005-м распоряжением президента республики была обозначена контрольная цифра для департамента по линии вузов Сибири и Дальнего Востока – 70%. Именно столько мест на специальности по данному направлению мы набираем.
Есть 56 базовых вузов, с которыми у нас тесные долгосрочные связи, и ежегодно список дополняется новыми вузами, в зависимости от того, какие специальности нужны министерствам и ведомствам. Конечно, мы большее внимание уделяем приоритетным отраслям, причем, глядя в будущее. В Якутии идет развитие промышленности, энергетики, вскоре начнется строительство каскада электростанций, значит, нам нужно больше соответствующих профессионалов.
Нынче впервые к нам приехал принимать вступительные экзамены Московский институт стали и сплавов (свыше 20 мест). Намного увеличилось количество мест в Московский энергетический, с введением новых специальностей: наноматериалы, бытовая радиоэлектротехника, о которой в последнее время подзабыли.
В этом году центровузы предоставляют 777 мест. 724 человека мы уже набрали благодаря олимпиадам и на летнем приеме. 275 человек поступило из Якутска. Среди рекордсменов по улусам — 49 хангаласцев, по 33 человека зачислено из Таттинского и Сунтарского улусов. Но есть вузы, которые предоставляют нам места, но только со сдачей экзаменов непосредственно в самом вузе, а не дистанционно. Поэтому позже количество и составит начальную цифру.
С активным развитием республики, нам в большей мере нужны специалисты среднего звена, руководящих работников, инженеров мы уже подготовили достаточно. Поэтому с прошлого года мы ведем работу со средне-специальными учебными заведениями. И если в прошлом году к нам приезжали только Хабаровский, Тындинский железнодорожные техникумы и Красноярский техникум гражданской авиации, то в этом году ссузов уже восемь. Добавились Дальневосточный техникум картографии и геодезии, в связи с разведкой новых месторождений такие специальности нам очень нужны. Иркутский геологоразведочный техникум, Томский политехнический техникум со специальностями, в основном, для нефтегазовой отрасли, Иркутский гидрометеорологический техникум, эту отрасль мы тоже немножко отпустили. Старший собрат — Санкт-Петербургский гидрометеорологический университет выпустил для республики достаточно специалистов высшего звена, а обслуживающего персонала нет.
Традиционно сотрудничаем с Новосибирским государственным техническим университетом, при котором есть институт социальной реабилитации. Там есть и техникум и форма высшего образования. Также велось зачисление и в Московский государственный социально-гуманитарный институт-интернат. Наши дети-инвалиды поступают туда по специальностям, нужным республике, и для них самих это очень важно.
Много критики мы слышим со стороны родителей, чьи дети поступают на гуманитарные специальности. Почему так мало мест? На это мы отвечаем, что в республике есть прекрасные учебные заведения, готовящие данную категорию специалистов.
Понемногу начинается работа по заявкам министерств и ведомств по заочному образованию. Начиная с прошлого года, сотрудничаем с Московским университетом печати, который на базе средне-специального или даже среднего образования обучает работников наших типографий, в частности для «Сахаполиграфиздата». Развитие полиграфической отрасли идет такими темпами, что отставать нельзя.
— Поступая через департамент, ребята могут быть спокойны за свое будущее, последующее трудоустройство?
— С трудоустройством проблем нет. Ведь каждый абитуриент, поступивший по нашей линии, заключает сначала трехсторонний договор с департаментом и министерством или ведомством, которое сделало заказ на данную специальность. В нем оговариваются права и обязанности всех сторон. Заказчик занимается вопросами практики и трудоустройства выпускников. А на четвертом курсе – четырехсторонний договор, где четвертой стороной является конкретное предприятие, которое примет выпускника на работу. Поэтому у наших ребят о том, куда пойти работать, голова не болит.
Иногда мы с трудом находим места для конкретных выпускников. Бывает такое: девчонки – отчаянный народ, некоторые хотят и поступают на сугубо мужские специальности, например, инженеров подземной разработки. Отказать им не имеем права, и учатся они хорошо. Но потом, по окончании, никто из работодателей не желает брать их в шахту. Тогда приходится искать менее опасные места, где-нибудь в конторе.
— А многие выпускники не возвращаются в республику?
— По невозвращению в последние годы департамент работает очень плотно, поэтому таковых мало. Не возвращаются обычно девушки, находящиеся в декретном отпуске, ребята, которых забирают в армию, ведь не во всех учебных заведениях есть военные кафедры. Остаются девушки, которые вышли замуж за военных. В прошлом году было 10 невозвращенцев, мы подали на них в суд. Сейчас департамент четко позиционируется: «Не хотите работать в республике, возвращайте деньги за обучение», – и некоторые возвращают.
— Как у вас обстоят дела с ЕГЭ?
— Детям, поступающим через департамент, конечно, везет в том плане, что они имеют право выбора. Мы ежегодно принимаем экзамены в трех формах: ЕГЭ, традиционные экзамены и смешанная. По ней основные профильные экзамены сдаются, как прежде, а непрофилирующие — в форме ЕГЭ. Вузы-киты с большим стажем стараются набрать детей сильных и настаивают на традиционной форме проверки знаний. А многие ребята, поступающие по ЕГЭ, отсеиваются после первой же сессии. И опытные классические университеты хотят, если и не видеть и слышать, то хотя бы ознакомиться с тем, как абитуриент выражает свои мысли на бумаге. В прошлом году 14 вузов принимали по единому госэкзамену, в нынешнем – 28. Но это в большей мере связано с тем, что Госдума приняла решение к 2009 году всем перейти на ЕГЭ, за исключением творческих вузов.
Существует и такая система, например, Московский государственный горный университет, приезжая сюда, знакомится с результатами ЕГЭ и дополнительно проводит небольшое перекрестное тестирование знаний ребят. И вот тут иногда бывает очень странная ситуация – несоответствия результатов двух проверок. Тогда ребятам предлагается сдать традиционные экзамены, где видна реальная планка знаний абитуриента.
— А как якутяне выглядят на фоне представителей других регионов?
— Наши ребята в России хорошо себя рекомендуют. Те, кто тянется к знаниям и реально хочет работать в избранной профессии и именно в избранных вузах, конечно, хорошо представляют республику. Но бессмысленно скрывать, что есть категория ребят, которые поступают только ради того, чтобы уехать, попробовать себя, оторваться от родителей. В среднем 7% поступивших отчисляется после первой сессии.
— ЕГЭ – один из шагов к тому, чтобы российские дипломы признавали в Европе. Еще одна подобная мера – внедрение степеней бакалавров и магистров. Насколько активно такая система вводится в вузах, с которыми сотрудничает департамент?
— Многие вузы перешли уже в нынешнем году на эту систему. Магистратура, наверное, нужна не всем. Да и в ходе обучения ребята могут осознать, что им нужно чуть-чуть другое направление, тогда они уже будут иметь возможность изменить специальность после бакалавриата. И лично я считаю, что нам нужно работать именно на бакалавриат, готовя базовых специалистов, а не углубляясь в научную деятельность магистров.
— Что вы пожелаете и посоветуете абитуриентам-2008?
— Прежде всего, определиться, какую специальность вы хотите выбрать, кем стать. И самое главное, советую серьезно подтянуться по профильным предметам за последний год обучения. Готовиться к ЕГЭ с самого начала, чтобы весной не оказалось, что нужно сдавать экзамен по другому предмету. Из тех ребят, которые серьезно занимаются, выходят хорошие студенты и хорошие специалисты. Уверенность в знаниях дает существенную студенческую свободу. Они успевают хорошо учиться, участвовать в КВН, стройотрядах, заниматься творческой деятельностью. Когда есть знания, легче встать на ноги и брать от жизни все самое хорошее.