Принять нельзя доработать Опубликовано Татьяна РУДЫХ в Чт, 21/10/2010 - 10:34 Обсуждение интегрированного закона «Об образовании в РФ», вызвавшего шквал критики, набирает силу в регионах. Расширяется дискуссионная площадка по резонансному проекту и в нашей республике. На днях о нем говорили на очередном заседании дискуссионного клуба «Билии» под председательством члена Общественной палаты РФ, руководителя общества «Знание» Андрея Мартынова. Напомним, что Общественная палата организовала широкое обсуждение законопроекта гражданами России в он-лайн режиме. Поступило уже много предложений людей, неравнодушных к проблемам образования. В целом же с июня нынешнего года, когда был подготовлен документ, в Госдуму было направлено свыше 5000 инициатив. Очевидность такой полифонии мнений объяснима. Хотя бы потому, что разработчики проекта — это преимущественно чиновники, а не ученые и специалисты в конкретных областях отрасли. И это подчеркнул Андрей Мартынов, открывая дискуссию. На нее были приглашены представители средних профессиональных образовательных учреждений, чьи предложения не вошли в список инициатив от республики. В дискуссии приняли участие председатель профильного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Елена Голомарева, председатель Молодежного парламента Вячеслав Стручков, ученые. Как мы уже писали, законопроект, состоящий из 20 глав и 170 статей, охватывает все ступени образования — от начальной до высшей школы. Он обсуждался на парламентских слушаниях в Совете Федерации, в которых участвовали депутаты республики, на Совете ректоров РФ, в работе которого принимали участие руководители СВФУ Евгения Михайлова и Анатолий Алексеев, на ХII съезде учителей Якутии. На днях председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Виталий Басыгысов увез в Госдуму 52 предложения от республики. Е. Голомарева остановилась на главных моментах, волнующих якутян. Из законопроекта выпало такое важное направление, как начальное профессиональное образование. В нем сохраняется положение о дошкольном образовании, за которое отвечают органы МСУ. В связи с этим ставится вопрос о передаче полномочий от муниципалитета, который не в силах финансово обеспечить эти функции, региону. Необходимо усилить статьи закона, касающиеся инклюзивного образования, то есть образования детей с ограниченными возможностями. Также поднимаются вопросы сохранения в законе малокомплектных школ, изучения родного языка. Представители учебных заведений, в том числе Высшей школы музыки, художественного училища, индустриально-педагогического колледжа, ПТУ‑16, высказали свои замечания. Они касались, в частности, нестыковки между собой федеральных законов, принятых в 90‑е годы прошлого века, с постоянно меняющимся Бюджетным кодексом РФ. С этим сопряжены трудности финансирования образования, что следовало бы учесть в новом законе. Также в нем предусмотрены единые образовательные стандарты, однако не предлагается их вариативность, что особенно важно для сохранения самобытности культуры народов многонациональной страны. А, по мнению начинающего политика В. Стручкова, законопроект разработан по принципу «чем больше, тем лучше». Громоздкий, около 400 страниц, он как бы вобрал в себя всего понемногу от других законов, в том числе Трудового кодекса. Между тем в нем не отражается гражданское и патриотическое воспитание. А что касается экономической составляющей, то в проекте говорится: интересы северных регионов могут учитываться. Получается, что могут и не учитываться. По мнению принявшего участие в дискуссии доктора экономических наук Анатолия Гольдмана, в общеобразовательную школу нужно вернуть профессиональное образование уже с начального звена, как это было раньше, когда из седьмого класса выходили готовые водители, трактористы, механизаторы. А как считает Алберт Трофимов, преподаватель спортивной школы, необходимо усилить физическое воспитание учащихся, которое в последние годы пострадало из-за сокращения на него учебных часов в пользу различных факультативов. В то же время специализированными спортивными учебными учреждениями сегодня охвачено лишь 12% детей. Предложения, поступившие в процессе дискуссии, изучит и подготовит в парламент республики с последующей их передачей в Госдуму рабочая группа, созданная на этом заседании. У педагогов и других жителей республики есть еще три месяца (до 1 февраля 2011 года), чтобы направить в Общественную палату и Госсобрание свои предложения. Ведь, по мнению большинства россиян, закон в его нынешнем виде принимать нельзя, его необходимо доработать.