Лев ВЯТКИН, военный летчик
Однажды в июле того же года я, взяв кинокамеру (был воскресный день), с солдатом Ивановым отправился на берег Неелова залива. День был солнечный и даже жаркий, и я решил совершить небольшое путешествие, попутно запечатлев виденное на кинопленку.
За военным гарнизоном лежала бескрайняя тундра, как ковром покрытая ярко-желтыми цветами, похожими на мать-и-мачеху. Я надел высокие охотничьи сапоги, меховую летную куртку и отправился в путь.
Тундра летом имеет такую особенность: по ней можно бродить, не соблюдая дороги и не боясь больших разводов воды и трясины. Под слоем воды — вечная мерзлота, ровная как стол, и по ней можно пройти сотни километров, не встретив ни одной ямы.
Мы с Ивановым к 13 часам прошли километров 12 и вышли на участок охотника-якута "дяди Васи", где были расставлены хитроумные ловушки для песцов. Еще через час вышли к его хижине — небольшому домику, сложенному из бревен. Вокруг на веревках висели оленьи шкуры, поодаль — поленница дров, за домом на досках лежал лодочный мотор и плоскодонка из алюминия.
Дом был очень мал, размером 5 на 5 метров, посреди была сложена русская печь, а вдоль бревенчатых стен — лежанки, застланные оленьими шкурами. Хозяина не было дома, и хотя дверь была заперта всего лишь на щеколду, мы решили в дом не входить.
Пострекотав кинокамерой и запечатлев нехитрое жилье якута, я перевел объектив на стоящую рядом железную бочку и снял ее телевиком. Солнце светило сбоку, и я отчетливо различил на ней орла со свастикой! Откуда здесь бочка из германского рейха? Да еще совсем как новая!
Вообще-то железных бочек из-под солярки, бензина и керосина вокруг Тикси великое множество. Особенно американских, завезенных сюда еще во время войны. Но как сюда попала эта?
Скоро появился дядя Вася. Он явно был рад гостям, показал, как он ловит осетров, заходящих в мелкие ручьи, продемонстрировал шкурки голубого песца, охотничье ружье. Потом достал вяленый осетровый балык метровой величины и предложил выпить чаю.
Мы напились крепкого чаю и стали собираться в дальнейший путь по берегу залива. Уже прощаясь, я спросил дядю Васю: "Откуда эта бочка, как она попала сюда?" "Бочка-то? — переспросил якут, — река принесла. Совсем недавно..."
Попрощавшись с якутом, мы пошли по берегу к дельте Лены, где она делится на несколько рукавов и впадает в море Лаптевых. Скоро начались завалы леса — вылизанные водой, ветрами и морозом стволы деревьев, которые столетиями выносит в море могучая река. Миллионы кубометров гладких, как бивни мамонта, стволов до самого горизонта! Эту фантастическую картину я запечатлел на кинопленку в надежде, что когда-нибудь покажу внукам...
Еще тогда меня поразил совершенно безлюдный край, высокие голые и скалистые берега Лены, которые я много раз обозревал с воздуха, невольно думая о том, что не скоро еще здесь появятся селения и города.
"Могущество России будет прирастать Сибирью", — сказал Ломоносов. "Русские со временем должны быть вытеснены далеко на Север", — сказал Гитлер. Кто из них окажется прав, показала история.
Спустя много лет, будучи в редакции газеты "Советская Россия", от своего приятеля журналиста Николая Домбковского я услышал, что в устье Лены найдена секретная база немецких подводных лодок, хорошо оборудованная, с большим запасом топлива. И тогда стал ясен невероятно большой радиус действия нацистских субмарин, торпедировавших караваны союзников, следующих в Мурманск с вооружением и техникой.
Ясно стало также, откуда могла взяться нацистская бочка с дизельным топливом, выброшенная на берег неподалеку от "фактории" дяди Васи.
Я посоветовал тогда главному редактору снарядить на Лену пару корреспондентов за столь интересными материалами для газеты, предложив и свою кандидатуру. Главный предложение принял, но начавшаяся перестройка и последующие события в Москве отодвинули поездку на неопределенный срок...
Сообщение из Копенгагена
У меня хранится вырезка из газеты "Труд" за июнь 1989 г. с сообщением из Копенгагена под названием "Тайна "У-534". В ней говорится следующее.
Некто Оге Енсен, 45-летний датчанин, профессионально занимающийся поиском затонувших судов, обнаружил на дне Каттегата на глубине 65 м нацистскую субмарину "У-534". Она была потоплена британскими летчиками в мае 1945 г. Датчанин не скрывал свой радости и сообщил, что он искал эту лодку 20 лет.
Последний рейд "У-534" связан с загадочными обстоятельствами. В ночь на 5 мая 1945 г. "У-534" вышла с военно-морской базы в Киле, взяв курс на север в Норвежском море. Оставшиеся в живых два члена ее команды утверждают, что накануне отплытия поздно ночью к причалу подъехали две автомашины с номерами абвера.
Штабной оберст (полковник) передал командиру подводной лодки письменный приказ адмирала Деница принять на борт "особой важности" груз и следовать в место, которое указано в запечатанном сургучными печатями пакете. Пакет надлежало вскрыть только при выходе в открытое море.
К погрузке груза особой важности приступили немедленно. Он состоял из 11 алюминиевых ящиков, одинаковых по габаритам, но разных по весу. Некоторые были настолько тяжелы, что с ними с трудом управлялись несколько дюжих матросов. Помощник капитана, руководивший погрузкой и размещением груза в тесных помещениях лодки, решив, что там боеприпасы, просил соблюдать особую предосторожность членам экипажа. Однако оберст, все время поглядывавший на часы, сказал помощнику, что груз не опасен, но весьма ценен для рейха.
Уже тогда и у помощника, и у тех, кто непосредственно был занят размещением груза, сложилось убеждение, что в ящиках золото в слитках и какие-то чрезвычайно важные документы, которые нужно было срочно вывезти в безопасное место.
Но самое поразительное было то, что, как уверяет оставшийся в живых помощник капитана "У-534", вскрытый пакет содержал приказ следовать к берегам советского Заполярья, в море Лаптевых, затем в секретную базу в устье Лены с заходом в промежуточные базы во фьордах Норвегии, затем на Северной Земле. Здесь груз надлежало выгрузить, затем тщательно замуровать в указанном месте и, заправившись топливом, вернуться тем же маршрутом в Киль. В случае успешного выполнения трудного задания всех членов субмарины ждала награда.
Любопытно, что о секретной базе нацистских подводных лодок на Северной Земле стало известно советскому командованию только после окончания войны. Эту базу обнаружили полярные летчики во главе с И.П. Мазуруком. Ее долго искали, так как моряки подозревали, что большая автономия нацистских субмарин в Северном море обеспечивается секретными базами на безлюдных островах, изобилующих бухтами, гротами, почти неприступными с суши и невидимыми с воздуха, но пригодными для стоянок субмарин в периоды навигации, или лучше сказать, в период военных действий, для перекрытия такой важной морской артерии, как Великий северный морской путь.
Но как могло случиться, что нацисты знали географию советской Арктики лучше, чем начальник Главсевморпути, доктор географических наук И.Д. Папанин, ведь для отыскания подходящего места для баз такого рода в неисследованных районах Арктики требуется время и средства?
Обратимся к истории
Утром 25 июля 1931 г. знаменитый немецкий воздухоплаватель и конструктор дирижаблей доктор Гуго Эккенер (1868—1945) прибыл на дирижабле "Граф Цеппелин" в Ленинград с 42 исследователями на борту.
Эккенер пригласил принять участие в воздушной арктической экспедиции известного профессора Р.Л. Самойловича (бывшего начальником полярной экспедиции на ледоколе "Красин" в 1928 г.), аэролога профессора П.А. Молчанова, инженера Ф.Ф. Ассберга и радиста высшей квалификации Э.Т. Кренкеля. Он рассказал, что крупнейший в мире воздушный корабль для чрезвычайно ответственного полета над малоисследованными районами Арктики был подвергнут значительным доработкам. Для облегчения конструкции была снята часть оборудования, дно гондолы дирижабля сделано водонепроницаемым, что обеспечивало посадку на воду, и дополнительно установлены поплавки. Кроме того, размещено много научной аппаратуры, фотоаппараты для перспективной и вертикальной аэросъемки, дополнительное радионавигационное оборудование.
Советским ученым были предоставлены комфортабельные каюты, и "Граф Цеппелин" взял курс через Баренцево море к Земле Франца-Иосифа, куда он и прибыл через 34 часа. Там его в бухте Тихой ожидал ледокол "Малыгин" для обмена почтой.
Пробыв на воде 15 минут, дирижабль продолжил полет по маршруту: Северная Земля—полуостров Таймыр—побережье Новой Земли—Архангельск—Ленинград—Берлин.
На всем пути следования велась интенсивная исследовательская работа. Непрерывно шла аэрофотосъемка (тысячи снимков!) участков суши, аэрогеологические и метеорологические наблюдения, выявлялись закономерности перемещения льдов, шли геомагнитные и навигационные наблюдения в совершенно неизученных районах.
Профессором Р.Л. Самойловичем (он был научным руководителем экспедиции) был написан подробный отчет о полете на дирижабле "Граф Цеппелин" и опубликованы ценнейшие научные материалы о разных районах Арктики. Он так оценил результаты полета: "За 106 часов арктического полета дирижабль проделал такую работу, которую при нормальных экспедициях на ледоколах можно выполнить лишь в 2-3 года упорной, настойчивой работы".
Немцы от имени Международного общества по исследованию Арктики также опубликовали отчет с массой фотоснимков и других материалов, после чего профессор Р.Л. Самойлович "за исследования неисследованного" был репрессирован и умер в 1940 г.
Конечно, воздушная экспедиция Эккенера и Самойловича была сугубо научной, но ее материалами, конечно, воспользовался немецкий Генеральный штаб и адмирал Дениц при разработке плана военных операций на северных коммуникациях...
Что касается Гуго Эккенера, то на своем дирижабле он совершил 590 полетов без единой аварии в течение 9 лет, налетав 17 178 часов, покрыв при этом 1 695 272 км, перевез 13 110 пассажиров, 39 219 кг почты и 30 442 кг грузов. Он умер на 78 году жизни в 1945 г.
Немецкие субмарины
Гросс-адмирал Дениц совместно с Генеральным штабом разработал подробную доктрину о действиях подводных лодок в северных морях и с одобрения Гитлера приступил к их интенсивному строительству. Вступив во Вторую мировую войну с 57 субмаринами, Германия на судоверфях к весне 1945 г. построила 1153 единицы, которые отправили на дно 3 тыс. судов и 200 боевых кораблей.
Наше и союзное командование были изрядно удивлены, когда в их руки попали немецкие субмарины вместе с экипажами. Эти лодки обладали почти бесшумным подводным ходом, что значительно затрудняло их обнаружение средствами гидроакустики, а запас топлива позволял им проходить без дозаправки до 8500 миль. Они отличались хорошей маневренностью, малозаметным низким силуэтом и были вооружены самонаводящимися электроторпедами, не оставлявшими за собой характерного пузырчатого следа.
Балтийцами и морякам-североморцам удалось поднять лодки "У-250" и "У-502" VII серии и даже ввести их в строй еще во время войны, и они с некоторыми другими трофейными субмаринами несли службу в составе советских ВМС до 1958 г., а одна из таких лодок "дослужилась" до 1974 г.!
По мнению наших моряков, немецкие субмарины значительно отличались от отечественных. На них были шнорхеля — устройства для подачи воздуха к дизелям, когда лодка находилась под водой, гидравлические системы управления механизмами, гидродинамический лаг и еще целый ряд новинок.
Были у нацистов и лодки, построенные специально для плавания в северных морях вблизи берегов. Конечно, для них нужны были специальные базы для заправки топливом, короткого отдыха экипажа и ремонта. Поэтому использование пустынных островов и устья рек нашего Севера под секретные базы надо признать довольно оригинальным и дерзким решением. (Известно, что строительством баз занималось ведомство Тодта.) Видимо, немецкий Генеральный штаб, а также гросс-адмиралы кригсмарине Дениц и Редер были уверены в полной скрытности и недоступности своих баз подводных лодок в водах Арктики. Только этим можно объяснить столь рискованный поход "У-534" с таинственным грузом. Строгий приказ командиру лодки свидетельствует о чрезвычайной ценности 11 металлических ящиков, погруженных на борт 5 мая 1945 г.
Тайна "У-534"
Субмарина "У-534" смогла дойти только до острова Анхольт, где на мелководье была обнаружена с воздуха английскими летчиками и затем потоплена. Здесь она и была найдена на дне Оге Енсеном через 44 года. Ее удалось обследовать аквалангистам. Видеосъемка затонувшей лодки не оставила сомнений, что на морском дне действительно покоится "У-534".
По мнению датских специалистов, узнать точно, какой груз приняла на борт субмарина и были ли там только золото и драгоценности, можно только подняв ее на поверхность. Но сделать это с зарывшейся в придонный ил 76-метровой лодкой и сложно, и дорого. Нужны многомесячные подготовительные работы и около 3,5 млн датских крон.
В 1991 г. несколько международных компаний, специализирующихся на подъеме затонувших судов, заявили о своем желании участвовать в намечавшемся предприятии, после чего какие-либо сведения о судьбе "У-534" прекратили поступать в печать.
...А теперь вернемся к нашему путешествию по берегу Неелова залива с солдатом Ивановым, к устью Лены.
Передвигаться с каждым часом было все труднее из-за завалов гниющего леса. Стала сказываться и усталость, ноги в резиновых сапогах начало ломить. Иванов тащился за мной, отставал и наконец чистосердечно признался, что устал как собака и что в этих местах лучше всего передвигаться на вездеходе.
Действительно, пора было возвращаться. С северо-запада, из "гнилого угла Арктики", приближалась чернильного цвета облачность, вокруг солнца появилось "гало" — два кольца, верный признак того, что в ближайшие четыре часа погода испортится. Температура резко стала понижаться...
Я решил взобраться на крутой берег и снять круговую панораму на кинопленку. Сверху горизонт расширился, и раскинувшийся ландшафт поражал безлюдьем и дикостью.
При спуске с обрыва я случайно обратил внимание на то, что под небольшим слоем земли сохранились большие пласты снега и льда. В руках у меня была крепкая палка, и я начал ею разрывать снег. Он начал осыпаться, и вдруг из-под него показался человеческий череп и кости. Тщательно обследовав это место, я пришел к выводу, что лет сорок назад здесь засыпало снегом человека, из обвала ему не удалось выбраться и он погиб. Решив, что он, возможно, был погребен не один, мы принялись раскапывать снег и землю и нашли только сильно изъеденную коррозией бляху поясного ремня.
Каково же было наше удивление, когда Иванов, потерев ее, воскликнул: "Немецкая, на ней свастика!" Действительно, такие бляхи носили солдаты и унтер-офицеры кригсмарине. Возникал вопрос: как на этот пустынный берег попал немец? Мы пытались копать и далее, но это было совершенно бесполезное занятие — показался лед, твердый как камень, обнажилась вечная мерзлота и без лома и кирки невозможно было углубиться даже на сантиметр.
Отметив это место небольшими обломками деревьев и выложив из них квадрат, хорошо видимый с воздуха, мы тронулись в обратный путь. Скоро услышали выстрел, а затем увидели шагавшего к нам навстречу якута дядю Васю. Оказалось, что он, боясь ухудшения погоды, решил предупредить нас...
Едва мы добрались до его хижины, как обрушился снежный заряд, принесенный с моря, и все окрестности покрылись слоем снега. Еще через час показалось солнце, и снег начал таять на глазах. Таково лето в центральной Арктике...
Дядя Вася угостил нам осетровым балычком, поджаренной олениной и, конечно, крепким чаем. Мы же потчевали его рассказами о нашей находке, которая, впрочем, не произвела на него особого впечатления. Попыхивая трубочкой и сузив свои без того раскосые глаза, он слушал внимательно и в конце изрек: "Здесь, однако, только японцев я не видел. Видел американцев, англичан, немцев, шведов. Они часто заглядывали в Тикси до тридцатого года..."
Далее он пояснил, что здесь они скупали голубых песцов, пока пушнина не стала государственной монополией.
От чая и тепла мы разомлели. Торопиться было некуда. В Арктике стоял полярный день, и солнце шариком каталось по небу, не заходя за горизонт. Однако пришло время возвращаться в гарнизон...
На следующий день коменданту-полковнику мы рассказали о находке, на карте показали место. Комендант поднял брови и долго соображал, наконец уверенно сказал: "Под Сталинградом немцы были, а здесь нет. Находка случайная и ни о чем не говорит. Забудьте о ней и не морочьте себе голову..." На этом все и кончилось. Источник http://www.posvetu.ru/index.php?id=2&act=showarct&arctid=107
|